Национализм и незалежность
Современная Украина в посторанжевое время представляет собой довольно интересное зрелище. Как внешние, так и внутренние ориентиры страны показывают ярко выраженную двойственность, тройственность и так далее, продолжая лучшие и не очень традиции некогда сверкавшей Речи Посполитой (чем закончило это государственное формирование, всем известно). Времена изменились, и менее устойчивые системы в XXI веке могут спокойно существовать, не боясь быть поглощёнными сильными соседями и продолжать свое течение в неизвестном направлении.
В последние два десятилетия одной из центральной идей украинской государственности было всеобщее ощущение ненадежности, страха эту самую государственность потерять, не узнав, что она из себя представляет. С этой точки зрения можно сказать, что националистами в стране были подавляющее количество людей из общего числа воспринимающих себя непосредственно как украинцы. Но время идёт, и все начинают воспринимать Украину как что-то реально существующее и некуда не пропадающее, несмотря на все перипетии бурной жизни. В этих условиях национализм приобрёл более классические формы, став уделом немногой части населения (кстати, в основном молодёжи), и мало волнующий остальную часть, не смотря на активную пропаганду со стороны властей. И, если по внимательней присмотреться к состоянию страны, начинаешь понимать, что предпосылок для развития крайних правых идей совсем не много.
Украину, пусть хоть и самую большую по площади европейскую страну, великой державой не назовёшь, да и на центр Евразии она тоже явно не тянет, имперских идей в таких условиях много не наберёшь. Наплыва эмигрантов чуждых культур Средней Азии и Кавказа до сих пор не наблюдается, приезжим из Питера или Москвы в Киеве сразу же бросается в глаза эта отличительная особенность украинской столицы. На рынках и на стройках работают представители местного населения, и чтобы кричать «Украина для украинцев», надо для начала выделить не-украинцев, а с этим как раз и проблемы. И единственное что, в конечном итоге, остаётся для развития правых воззрений это безудержное копание в учебниках истории и через это хоть как-то выстраивать образ внешнего врага, в частности в лице «клятых москалей» и «красных жидокомиссаров».
Здесь следует уточнить, что противопоставление Москве стало чуть ли не единственным инструментом в руках президента Ющенко в политике сиюминутного выживания и внутренней борьбы за власть. В результате чего внешнее проявление национальных идей расцвело буйным цветом: это и шумное «празднование» голодомора с огромными затратами на мемориалы, абсолютная героизация местечковых отрядов националистов времен второй мировой войны, про одного из их лидеров которых – Степана Бандеру – уже во всю ставят оперы. Вспоминаются и прирастают новой идеологией дела далекой истории: ну кто сейчас на Украине из подавляющего числа простых обывателей может точно назвать причины и следствия осады Батурина или Конотопской битвы, зато их даты отмечаются с большой помпой. Остаётся только заклеймить Юрия Долгорукого и Андрея Боголюбского как непримиримых врагов свободолюбивого украинского народа и праздновать дни их смерти. Но, несмотря на столь активный прессинг, большинство населения остаётся глухо к национальным идеям, популярность Ющенко в обществе стремительно уходит к нулю, и похоже спасти её может лишь ввод российских танков в Киев.
Что касаемо уличного национализма, то здесь характерно сохранение моды в молодёжной среде на правые идеи и скинхедов, в отличие от России, где большое количество подрастающего поколения подалось в так называемые «антифа». В Киеве довольно часто встречаются личности с ярко выраженной внешностью: с бритой головой, закатанными джинсами и выставленной на показ обувью, давно вымершие на улицах Москвы и Питера. К тому же здесь опять же вмешивается политика: если ты называешься националистом и совершаешь различные противоправные действия, то можешь, наедятся на нисхождение со стороны соответствующих органов, что тоже прибавляет плюсы к участию в нацдвижениях определенной категории граждан.
Одним из ярких действий националистов последнего времени было очередное празднование дня УПА в виде шествия и столкновения с милицией, произошедшее 18 октября минувшего года. Колонна в 400 молодых людей, собранная общими усилиями мелких националистических организаций, после митинга, со щитами и касками, направилась параллельно главной улице города – Крещатику, с заявленным намерением на эту улицу попасть и порвать митинговавших в это время там коммунистов, чего явно не хотели допустить правоохранительные органы, сопровождавшие их почти в том же количестве что и демонстранты. В результате при попытке прорыва в одном из переулков часть колонны была рассеяна и задержана, остальная же часть спокойно прошествовала дальше без эксцессов. Сразу же возникает вопрос: почему демонстранты не побросали свои каски и щиты и, проявив мобильность, тупо убежали бы к заявленной цели обходным путём, ни какая бы милиция в таком количестве сроду бы не поспела за столь организованной толпой, а, достигнув Крещатика, они могли бы делать всё, что им угодно. Вместо этого ребята пошли в прямое столкновение со всей своей амуницией, пытаясь строиться чуть ли ни «черепахой», что мало помогало. Но всё-таки их можно понять: они хотели просто осуществить свое законное право потягаться с правоохранительными органами, что явно некоторым понравилось.
В последствии мне довелось близко по общаться с некоторыми из участников этих событий в неформальной обстановке. С каким упоением они мне рассказывали именно о драке с милицией, хотя перед ними сидел, согласно их идеологии, самый что не на есть лютый враг без намека даже на каплю украинской крови, и с наличием принадлежности к организации, в названии которой есть слово «большевистская», о которой им было известно. Но все это не мешало нашему плодотворному общению и единственная разница мною уловленная между ними и представителями последователей российский правых идей, была лишь в том, что одни при вскидывании правой руки кричат «слава России», другие же «слава Украине». Этот пример наглядно показывает, что идентичность культурных платформ дает о себе знать, и ни какие искусственные налеты не могут её преодолеть. Интеграция российского и украинского общества очень велика, чтобы на её расколе строить какой- либо жизнеспособный национализм в условиях существования независимых государств. Что характерно подтверждается рейтингом президента Ющенко в 4%, всеобщим отторжением его персоны, с идеями политики выстраивания образа внешнего врага. И на фоне всех этих тенденций видно, что Украина не самое лучшее место для развития националистический идей в настоящее время, несмотря на, казалось бы, огромное их внешнее значение в жизни страны.
http://limonka.nbp-info.com/336_article_1226841048.html