Эта книга - попытка дать
целостное описание одной мало известной страницы истории - действий русских
добровольцев в гражданской войне в бывшей Югославии. Информация об этом
нередко появлялась в прессе, но она хаотична и обрывочна, обрастает слухами
и домыслами, становясь зачастую темой политических спекуляций. Целостной
картины нет, да и быть не может. Один Бог знает, как сложились судьбы многих
достойных парней, не уронивших честь России. Один Бог знает, что двигало
ими, когда они поехали в Боснию. На эту тему мы говорили не очень часто.
Самому себе же я это объяснил. Душа требовала. А сейчас собираю по осколкам
мозаику той войны...
...Сербы хорошо помнили, как их дважды
пытались истребить только в этом веке: в 1941-1945 - немцы и хорваты, в
1914-1918 - австрийцы (суть те же...). И если русские в девяностые годы чаще
покорно слушали "Пошел вон!" - и уходили с земель своих отцов, то сербы,
народ горячий и непокорный, взялись за автоматы.
Я не могу ничего изменить в мировом масштабе, но чтобы остаться самим
собой, с чистой совестью, чтобы быть непричастным к предательству, я понял -
мой путь лежит в Боснию.
...Кто мы, ветераны, той балканской войны? Зачем поехали на
Балканы? Нет, не ради денег... Меркантильный мотив никогда не фигурировал.
Зарплаты русских добровольцев, равно как и сербских бойцов, не хватало даже
на сигареты. Лишь в начале 1993 года сербские общины двух городов (Вишеграда
и Горажде), убедившись в реальной боевой эффективности русских добровольцев,
доплачивали им сверх тех обычных 10-20 DM в месяц, что получали все бойцы. Я
вижу огромную разницу между понятиями "доброволец" и "наемник". К последним
я отношу военспецов или "солдат удачи", воюющих с кем угодно ради денег.
Граница между добровольцем и наемником проходит там, где кончается борьба за
чистоту идеи и начинается борьба за чистоган.
Откуда у парня сербская грусть