Жил-был на берегу большой северной реки Нижняя Тунгуска простой деревенский парень. В тех местах все мужики рыбаки да охотники. Кто больше меха добудет, да рыбы наловит, тот и кум королю.
Но пришла в те места баба одна — Культурна революция — и принялась ликвидировать безграмотность. В русских-то селах это у нее очень просто получалось: загнала мужиков да баб в избу-читальню, и все враз газету «Правда» читать начали. А вот с кочевниками, которые в тундре и сейчас олешек гоняют, у этой бабы ничё не выходило, потому что они и одного дня на месте не сидели. Как олени ягель под ногами подергают, так и люди с места снимаются и за оленями вдогонку туда, где мох еще есть. Этих ненцев в избу-читальню никак не загонишь.
Но Культурна революция шибко настырная была. Позвала она простого мужика удалого рыбака да и приказала ему кочевников грамоте учить. Ничё, говорит, что у тебя четыре класса церковно-приходской школы. Больше и не требуется, что б газету «Правда» читать. Иди к дикарям и, пока не выучишь, не возвращайся. А не выучишь, моя речь – твоя голова с плеч!
Делать нечего: встал удалой рыбак на лыжи, побежал в тундру. Догонит семью и загостит там, пока буковки не только люди, но и олешки запомнят. В тех местах обычай есть: коли к кому гость придет чужого роду племени, ему в постель непременно молодуху кладут, чтобы кровь здешнюю обновить, чтобы детки здоровенькими рождались.
И долго, не один годок, наш рыбак за кочевниками бегал, грамоте их учил да кровь обновлял, пока вся тундра на газету «Правда» не подписалась. А в те поры и Культурна революция в другие места подалась.
Вернулся удалой рыбак в свое село героем. Все вокруг его уважали. Да и как не уважать? Он и на восьмом десятке больше всех меха добывал, да рыбы ловил.
(с)