Божьей милостью взято с православно-аналитического сайта www.pravaya.ru
Куклы на Страшном Суде Куклы сегодня в явном почёте. Но за всей этой игроманией многие забывают, что издавна куклы были предметом опасных магических манипуляций.
Лет 15 назад мало кто думал, что фраза «пластмассовый мир победил» окажется пророческой. Тем не менее, увы – это уже данность. Мы питаемся пластиковыми продуктами, слушаем синтетическую музыку, используем в качестве пропусков и денег магнитные карты, а наши подруги, подвергаясь косметическим операциям и накачиваясь ботоксом, приобретают такую идеальность черт лица, которая подобает скорее покойникам.
Даже обложки рок-альбомов стало модным украшать мелкими (кукольными или мультяшными) человечками Куклы сегодня в явном почёте. Смазливые участники реалити- шоу стремятся поскорее превратиться в восковые фигуры. Жизнь рок-музыканта считается удавшейся, если предприимчивые менеджеры посвятили ему коллекцию персональных кукол. Даже обложки рок-альбомов стало модным украшать мелкими (кукольными или мультяшными) человечками, внешне смахивающими на участников записи (см., например, буклет к недавнему трибьюту группе НАИВ). А в Интернет-сообществах особым почётом пользуются умельцы, знающие, как за считанные минуты графически окуклить того или иного персонажа. Да что говорить, когда в своё время ажиотаж вокруг небезызвестной программы Виктора Шендеровича вызвал куда больший скандал, чем на то способны реальные прообразы героев этой передачи.
За всей этой игроманией многие как-то забывают, что с древних времён куклы были предметом опасных магических манипуляций. В мировой символологии превращение в куклу практически всегда являлось следствием отречения от собственного естества – отказа добровольного или последовавшего вследствие колдовских воздействий. Недаром выдающийся символолог Х.-Э. Керлот проницательно заметил, что «кукла как символ появляется чаще в психопатологии, чем в основном течении традиционного символизма». Такой расклад совершенно закономерен: любой символ содержит в себе как прогрессивные, так и регрессивные потенции, тогда как куклы однозначно ведут к деградации, полной потере собственной индивидуальности и безумию.
Но как быть, если современное человечество считает своё «пластиковое бытие» нормой? И с фатальностью «Кукольного Дома» Ибсена давно примирилось И песню Макаревича «Марионетки» давно не считают метафорой, так как её сценарий словно положен в основу ежедневно мозолящей глаза «Фабрики Звёзд».
Православная мистика даёт однозначные ответы на эти вопросы. Путь спасения от окукливания явлен нам в истории Стояния Зои, случившейся в Самаре в 1956 году. Ничем не выдающаяся девушка, подчиняясь ходульным нравам своих развращённых друзей, танцует с иконой Николая Чудотворца. За такое кощунство Господь превращает её в неподвижную статую. 128 дней стояния от Рождества до Пасхи не проходят для Зои даром. Глубокое внутреннее раскаяние приводит её к первозданному облику и очищающей смерти. В эпоху Ветхого Завета Зою постигла бы участь Лотовой супруги, в преддверии очередного христианского Ренессанса ей даруется искупление. Кукольное бытие – не является окончательным состоянием человечества, хотя даже по истории Зои хорошо прослеживается, насколько тяжким оказывается избавление от этого недуга. Зою ожидают куда более страшные и непостижимые вещи, чем Молитва, Пост и Причастие Святых Христовых Таин и даже, нежели мученическая смерть первых христиан.
В начале XXI века многие рок-музыканты, заигрывавшие с вычурными изломанными позами и отличавшиеся чрезвычайно театральными манерами, опомнились – и стали писать песни о глобальном преодолении не только кукольного имиджа, но и кукольной сути. Чего стоит хотя бы Константин Кинчев, которого в конце 80-х нередко называли «картонным и ненастоящим», вынесший приговор кукольному бытию в одной из песен альбома «Jazz»:
Вот шахматный король,
А вот бубновый туз –
Скажи мне, кто кого победит.
И пролитая кровь –
Обычное вино
И их картонный дом не горит.
Ниже мы рассмотрим три рок-композиции, в которых не просто наиболее полно реализуется символика кукол, но и достаточно внятно и аргументировано описывается наказание за отречение от человеческой природы и намечаются возможные выходы.
Владимир Селиванов «Рано или Поздно»Владимир Селиванов
Группа «Красные Звёзды» минского поэта и музыканта Владимира Селиванова наделала много шума в смутных 90-х. Тогда Владимир показывал себя приверженцем леворадикальных взглядов и являлся певцом социалистической революции (правда, сейчас он утверждает, что его политизированные альбомы того времени представляют собой не более чем беспристрастный социальный срез). Музыка «Звёзд» была исполнена неподдельной буйной радости и боевого задора. По настроению она нередко напоминала арт-панковые опусы Полада Бюль-Бюль оглы, составившие саундтрек к выдающемуся фильму «Не Бойся, Я С Тобой».
Впечатлительный, эмоциональный и внутренне неспокойный Владимир Селиванов всегда очень тяготился инертностью социума. Эта дилемма и была отражена в его песне «Восковые Фигуры». Вот как он объяснял её смысл в одном из интервью: «Это застывшие люди, конкретные личности и все общество в целом, это застывшее время, томящееся в ожидании некоего импульса, это застывшая история, ждущая толчка для своего дальнейшего развития».
Расплате за такое пассивное ожидание внешних раздражителей посвящена песня «Красных Звёзд» «Рано или Поздно». Вообще-то её авторство принадлежит лидеру минской группы «Северное Сияние» Владимиру Ареховскому, тем не менее, эта композиция очень точно отражает идеологию Владимира Селиванова, замешанную на Преодолении Пределов и отчаянной вере в возможность кардинальной перемены собственной сущности:
На утреннем вокзале все пассажиры спали,
И им тогда приснился один и тот же сон
Про бесконечный поезд, про нераскрытый полюс,
Про слёзы на ступеньках, про голубой вагон.
Припев:
Кукольные домики, картонные крыши,
В сантиметре над землёй, выше, выше, выше,
Куклы холодные, покрыты целлофаном,
Рано или поздно они заговорят.
И утро наступило, но их не разбудили
Ни солнечные рельсы, ни старый паровоз,
Седому машинисту лет двести или триста,
Он очень-очень добрый, он песни им привёз.
Когда они проснутся, деревья улыбнутся
И кое-кто кто заплачет, а кое-кто умрёт
Но нас тогда не будет, и это даже лучше
Случайные попутчики как сны наоборот
Куклы прозрачно ассоциируются с человечеством, поезд считается традиционным символом смерти. Следовательно, в «Рано или Поздно» речь идёт об Апокалипсисе – всеобщей смерти и коллективном воскресении для явки на Страшный суд. Поэтому «нераскрытый полюс и слёзы на ступеньках» характеризуют тех, кто оказался застигнут врасплох явившимся на Землю Господом. А «голубой вагон» воплощает надежду для праведников. Недаром же составом управляет степенный машинист, которому стукнет несколько сотен лет в обед. В песне он предстаёт то ли ангелом-Поводырём, то ли преподобным старцем.
Образ «улыбающихся деревьев» тоже, вероятно имеет библейскую подоплёку. В нём содержится нечто зловещее. Почему-то сразу приходит на ум фраза Христа, брошенная фарисеям в ответ на просьбу уговорить апостолов прекратить проповедь: «Если они замолчат, камни возопиют». В этом случае «деревья» из «Рано или Поздно» служат своеобразным аналогом засушенной за неплодство смоковницы – прообраз наказуемого Иерусалима. Исходя из этой парадигмы, «улыбки» деревьев сродни корчам в агонии.
Если в куплетах «Рано или Поздно» содержится завуалированное последовательное описание Конца Света и Страшного Суда, то в припевах автор и певец взывают к современникам, предлагая им подняться над своей порочной сутью хотя бы на сантиметр. Особо самоотверженно звучат эти строки на концерте «Красных Звёзд» в Горбушке. Простуженный Селивнов тогда пел осипшим голосом, из последних сил выдавливая из себя «ВЫШЕ… ВЫШЕ». Но чего можно было ожидать от человека ещё в школьные годы сочинившего песню с зазывным припевом «Надо, надо, надо расти».
«Ва-Банкъ» «Куклы»
Лидер «Ва-Банка» Александр Ф. Скляр так же, как и Селиванов, не питает иллюзий относительно диагноза современного человечества, без обиняков заявляя: «Куклы, все «Ва-Банкъ» «Куклы»мы в жизни куклы». «Кукольный» мотив является одним из самых частотных в творчестве Скляра. Александр Феликсович отдал дань древней магии кукол-убийц, вставив в свой сольный альбом «Ведьмы и Стервы» песню из репертуара группы «Центр» «Куклы Мадам Манделип». Напротив, песня Евгения Головина «Кукла Мандарин» очерчивает собирательный образ нынешнего десакрализованного и профанного жителя мегаполиса.
В песне «Куклы» из прошлогоднего альбома «Ва-Банка» «Игроки и Шпионы» музыкант предаётся невесёлым мыслям о перипетиях артистической судьбы:
Куклы, все мы в жизни куклы.
Мы танцуем и поём на бис,
Наш аншлаг — ушедшие минуты,
Наша роль — овации и свист.
Куклы, все мы в жизни куклы.
Мы танцуем и поём на бис.
Мы бредём фальшивым переулком
Под названием «Чужая жизнь».
По мере того, как разворачиваются в песне события, слушатель понимает, что речь здесь идёт не только об участи публичной персоны, но и о тщете славы и самомнения вообще. Столь же резкому бичеванию подвергается и склонность человека к осуждению и обсуждению: живя «чужой жизнью», грешник превращает во что-то виртуальное и неподлинное жизнь собственную. Приверженность к греху ведёт к вечной смерти:
Бъётся кукольное сердце
Мастер терпеливо ждёт
Кто-то вдруг споткнётся
Кто-то упадёт и тогда он нас берёт.
В отличие от «Красных Звёзд», певших в «Рано или Поздно» о грядущем Апокалипсе, Скляр разумеет индивидуальную судьбу, банальную человеческую немощь. По его мнению, причиной отказа человека от своего естества служит преувеличенный страх перед первородным грехом:
Куклы, все мы только куклы.
Грустный наш музей всегда открыт.
Сторож спит, он никому не нужен,
Он давно за нами не следит.
Самой распространённой отговоркой индивида, упорствующего в своём грехе, является: «Я настолько низко пал, что Бог меня не простит». Спящий сторож, символизирующий первородный грех, лишается своей монструозной репутации. Выход по Скляру прост: нужно не превозносить себя, не потакать своим страстям, но и не преувеличивать степени своего падения, честно делать своё дело, трепетно нести послушание на своём рабочем месте – и тогда Бог смилуется над порабощённой куклой, превратив её в полнокровного человека:
Будем петь, пока поётся,
Будем танцевать на бис.
Может быть когда-то Мастер улыбнётся
И подарит кукле жизнь. Елена Никитаева "Дневник"
Елена Никитаева «Пьеро».
Отдельной строки заслуживает «кукольная проблема» в женских рок-текстах. По природе своей девушки стереотипны, внушаемы и зависимы. Они любят примерять различные нелепые маски, давать себе и окружающим странные роли. И если мужчинам существование среди кукол кажется постыдным, то женщины нередко сами желают себе такой участи (гендерная подоплёка «Господина Оформителя» Александра Грина ещё ждёт своего исследователя).
В песне «Игрушки» Дельфин слёзно жалуется на какую-то Анну, которая манипулирует героем, как хочет, считая и его, и себя залежалым товаром из магазина «Детский Мир». Нередко в женской рок-поэзии окукливание оказывается защитной реакцией против тяжёлых нервных перегрузок. «Несмотря на ярость, я улыбаюсь, словно Будда», — скрежещуще выводит Ксения Ермакова из питерской группы «Джан Ку» в песне «Кукла».
Вторит ей и Линда, цветисто вспоминающая о своём депрессивном состоянии: «Это состояние как раз отражает тот период, который я в одной из своих песен назвала «живая в неживом». Эта песня как раз и говорит о состоянии, когда ты вроде бы живой, но совершенно не чувствуешь этого. Есть в жизни моменты, которые тебя шокируют. Чтобы их пережить, нужно какое-то определённое время».
Героиня Елены Никитаевой (песня «Пьеро», альбом «Дневник») напротив, использует депрессию как повод избавиться от бремени кукольной оболочки:
Пьеро, чертова кукла,
меня ты больше не любишь
и плачешься новой детке
в ее цветную жилетку...
Кроме того, девушки (особенно – брошенные) бывают пристрастны, коварны и мстительны. Однако лирическое «я» песни «Пьеро» под эту рубрику никак не подпадает. Даже ругательство «чёртова кукла» Никитаева произносит с такой интонацией, как будто прячет улыбку. Из-за этого эмоциональная нагрузка данного словосочетания сходит на нет, уступая место сухой констатации демонической сущности неверного возлюбленного. Самоирония сквозит и в описании «новой детки»: героиня понимает, что обе они – куклы для подгулявшего горе-Пьеро:
А я сильна и упруга, как кукла,
вставая в позы,
ищу выходы-входы —
такая моя работа.
Героиня ведёт себя крайне нетипично. Вместо того, чтобы обвинять всех и вся в своих неудачах, она даже в своих кукольных характеристиках находит предпосылки для выхода из кризиса. И вправду, внешняя сила станет той ниточкой, за которые она сможет извлечь из своего пластикового нутра человеческую душу. И не беда, что для этого нужно будет отказаться от тщеславных амбиций и девичьей мечты о «дороге в розах»:
Плывет земля под нами и
рушатся стены-цели.
Мы, в цель попадая, знали,
что значит сжигать глазами...
Ведь жизнь — кино для взрослых,
и к черту дорогу в розах.
Приди, взгляни на меня —
я день на жизнь меняю.
Ради Вечной Жизни, дарующей Спасение, героиня песни готова забыть о сиюминутных обидах. И неверного Пьеро она великодушно прощает. В награду к финалу песни она вознаграждается подлинными людскими чувствами. В очищающем страдании бывшая кукла должна умертвить свою порочную чувственность:
Пьеро, в дождь и слякоть,
как рыбки попавши в сети,
сквозь боль будем плакать
о том, что мы не вместе.
Общеупотребительнный христианский символ рыб в сетях обещает многое. Вряд ли героиня останется у разбитого корыта, ведь, в отличие от старика из сказки Пушкина, она не пыталась блюсти свою корысть. Да и символика моря в припевах предрекает ей возрождение после смерти. Сначала она хоронит «ветхого человека», пребывая поочерёдно «у самого синего, красного и мёртвого моря», а потом новое духовное бытие ознаменовывается попаданием к «белому и чёрному» морям.
«Милости хочу, а не жертвы», — учил Спаситель. И, как видим, из приведённых пророческих текстов на кукольную тему, милосердие Бога простирается даже на тех, кто в какой-то момент утратил своё естество. Принципиально иная ситуация в иудаизме. Виднейший знаток Торы, израильский раввин Мордехай Элиягу недавно своим волевым постановлением, предписывающем калечить игрушки, автоматически отрезал людям, погрязшим в кукольной реальности, путь к покаянию. Таким образом, вместо исцеления предлагается распад, мучение и умножение скорбей.